Как телефонная связь "подстраивается" к современным требованиям
Постоянно развиваясь, телефонная связь обеспечивает выполнение современных требований, таких как увеличение числа абонентов, упрощение пользования телефонной связью, улучшение ее качественных характеристик (повышение слышимости, снижение помех и т. д.), предоставление дополнительных услуг абонентам, совершенствование телефонной аппаратуры и др.

В процессе развития одного и того же технического устройства меняется периодически то главное его качество, та характеристика, которые служат мерилом прогресса на данном этапе. Когда чуть остывает восторг от самого новшества, появляется множество случайных и чисто внешних конструктивных и эксплуатационных особенностей. Не избежал этого и телефон, например: раздельное или совместное (на микротелефонной трубке) размещение микрофона и телефона, аппараты настольные и настенные, вращающаяся ручка для вызова телефонистки и отбоя или дюжина ее заменителей, отсутствие или наличие инкрустации и других украшений, возможность переноса или закрепление намертво, материал, из которого сделан корпус и т. д.

Но вскоре из этого множества характеристик начинает вырисовываться главная, определяющая основное требование к устройству на данном этапе. На заре телефонной эры таким требованием была дальность связи. Неважно, что звуки искажались, а некоторые слова были непонятны вообще, неважно, что приходилось надсаживать голос, что аппараты были тяжелы, неудобны и дороги. Главное: как далеко можно звонить?

И вот телефон, год рождения 1876, получает на Мюнхенской электротехнической выставке 1883 года официальную экспертную оценку: «Пригоден для передачи звуков на расстояние до десяти километров». Такое суровое ограничение сразу сориентировало специалистов-электротехников по слабым токам, и в этой ориентации — основная польза экспертизы, несмотря на ее ошибочность по существу. Ошибочный технический вывод принес пользу, слаботочники наперегонки пустились на поиски новых решений. Шла в ход любая идея, увеличивающая дальность телефонной связи. Хронологическая кривая роста дальности полезла все круче вверх.

Ее главная переломная точка — передача телефонных разговоров по трансатлантическому кабелю. Двадцать тысяч километров — предел расстояния (по кратчайшей линии) между любыми двумя точками на поверхности Земли, и, следовательно, такова теоретическая граница дальности телефонной связи, достижение которой останавливает исследования в данной области. Останавливает раз, но не навсегда, если учесть перспективы космических телефонных переговоров, включить в орбиту нашего разговора (только на этот случай, когда мы затронули орбиты космические) не только проводную, но и радиотелефонную (раньше писали — беспроволочную) связь. Впрочем, практическая максимальная дальность телефонной связи превышает теоретическую, и тем существеннее, чем менее развита телефонная сеть, потому что связь налаживается окольными путями, и чем таких возможностей меньше, тем окольные пути длиннее. Значит, и здесь перспективы ясные: чем гуще «паутина» телефонных сетей, тем все ближе практическая максимальная дальность связи подходит к теоретической предельной (подходит, естественно, с верхней стороны).

На современном этапе основным требованием, предъявляемым к телефонной связи, является увеличение пропускной способности телефонных линий. Большие возможности в этом направлении открывает использование волоконной оптики и волоконно-оптических систем — световодов. Одна стекловолоконная линия-нить, которая в несколько раз тоньше человеческого волоса, способна «пропустить» тысячи телефонных разговоров. Экспериментальные линии с применением световодов уже начали действовать в Москве и Ленинграде. Кроме увеличения пропускной способности линий связи преимуществами световодов являются экономия дефицитных материалов, применяемых сейчас в обычных кабелях (медь, свинец), отсутствие влияния внешних помех, температурных колебаний, коррозии и др. Широкое применение волоконно-оптических систем связи начинается в текущей пятилетке. В настоящее время осваивается аппаратура и кабель, позволяющие организовать до 480 каналов связи.

Немаловажным требованием к качеству телефонной связи является быстрота соединения. На смену неторопливой «телефонной барышне» пришли автоматические телефонные станции. На аппаратах произошла вполне эквивалентная замена ручки вызова диском номеронабирателя. Процесс набора номера красочно описан О. Тенри в рассказе «Разные школы»: «Он закрылся в маленьком кабинете и вызвал молнии небесные, сконденсированные в малоромантичные цифры и буквы». Повышению быстроты соединения сопутствовала и более высокая его правильность. Так, третье звено цепочки главных устремлений также оказалось выкованным.

Возникла насущная потребность сделать телефон более доступным людям вне своего дома и учреждения. Так появились таксофоны. Впервые наш добрый знакомый — уличный телефон-автомат — демонстрировался на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Следующим звеном, продолжающим цепь «дальность — пропускная способность — быстрота соединения — доступность», явилось качество звучания. У абонентов еще есть претензии по этой части, хотя сделано немало. Ушла в прошлое такая особенность телефонного голоса, многократно отмеченная романистами, как его безжизненность, «нечеловечность» («Это был голос не человека, а говорящей машины...»), особенно хорошо сочетавшаяся с сообщениями о самых роковых событиях. Но и по сей день мы не различаем по телефону, скажем, звуки «с» и «ф» и передаем фамилии по буквам, пользуясь распространенными именами.

При внедрении новых линий связи, новой телефонной аппаратуры во всех странах производятся испытания на разборчивость принимаемых сообщений. Дикторы-испытатели произносят стандартные фразы с типичными для данного языка и трудно различимыми по телефону сочетаниями гласных и согласных. В США — это «Джо взял отцовские башмаки из-под лавки» и «Она ожидала на моей лужайке» (естественно, на английском языке), во Франции и Швейцарии — перечень географических названий «Париж, Бордо, Сан-Луи, Лондон...», у нас в стране — «Не видали мы такого невода». Это позволяет «отладить» телефонные линии таким образом, чтобы разборчивость слов и слогов была максимальной. Второй составляющей качества звучания является уровень громкости. Здесь можно выделить несколько аспектов. Во-первых, ни один звук, превышающий норму допустимой громкости, не должен достигать органов слуха абонента,— это относится и к голосу, и к гудкам, и к щелчкам включений и переключений на АТС (последних вообще не должно быть слышно). Каждый аппарат должен быть оборудован ограничителем уровня громкости.

Во-вторых, надо позаботиться и об обеспечении такого минимального уровня громкости, при котором не придется бесконечно переспрашивать собеседника. Международная норма слышимости сейчас достаточно жесткая: и в международных, и в местных переговорах она должна быть эквивалентна слышимости при разговоре собеседников на открытом воздухе на расстоянии 2 м. В 1923 году слышимость по телефону соответствовала 14м расстояния для городской связи и 25 м — для междугородной. По остроумному замечанию журналиста М. Шенгелевича «беседой это назвать можно лишь из-за отсутствия специального названия для общения двух крикунов».

Среди новинок, которые в скором времени будут выпускаться Пермским телефонным заводом, есть аппараты с электронным регулятором громкости в зависимости от длины линии. Разработан также новый аппарат с использованием не угольных, а электродинамических микрофона и телефона, что повышает качество приема и передачи речи.

Ё-третьих, важна устойчивость уровня громкости, чтобы абоненту не казалось, что его телефонный собеседник разговаривает с ним, качаясь на гигантских качелях, периодически то приближаясь, то уносясь куда-то в заоблачные высоты.

В-четвертых, необходима отсечка помех — технических шумов и посторонних разговоров, «забирающихся» в линию по паразитным связям. Здесь решающая победа еще не одержана, и, случается, две пары говорят одновременно и слышат друг друга, пользуясь случаем укрепить свой характер и победить в соревновании на выдержку.

Следующее звено в цепи совершенствования телефонной связи — упрощение процесса вызова абонента, которое в большинстве случаев сопровождается и его убыстрением. Эта проблема решается и в значительной степени решена в трех основных направлениях.

Первое — переход к кнопочному номеронабирателю. Вместо того, чтобы вращать диск номеронабирателя, достаточно нажать кнопку, что значительно быстрее. За последнее время техническая мысль шагнула дальше — к сенсорным номеронабирателям, где не требуется даже утапливать кнопку, достаточно притронуться к ней пальцем.

Второе направление связано с упрощением повторного вызова, когда вызываемый абонент занят. Повторный вызов осуществляется без набора всей комбинации цифр, а нажатием лишь одной кнопки. Запоминающее устройство аппарата, зафиксировав цифровой код при первом наборе, обеспечивает автоматический набор до тех пор, пока абонент не освободится. Такое устройство (на интегральных схемах) также реализовано в конструкции телефонного аппарата Пермского завода. Для подачи команды требуется одиннадцатая кнопка, а для сброса команды — двенадцатая. Вот почему кнопочный номеронабиратель содержит не десять, а как минимум двенадцать кнопок.

Третье направление имеет задачей обеспечивать быстрое соединение с нашими постоянными абонентами. Запоминающее устройство аппарата существенно развивается и работает не в режиме кратковременной памяти, как в предыдущем случае (когда запись цифрового кода автоматически стирается в начале набора нового номера, заменяясь записью последнего), а в режиме долговременной памяти. Каждому из часто набираемых номеров соответствует кнопка, нажимая которую абонент дает команду на автоматическую передачу номера. Естественно, предварительно требуется ввести необходимые номера в запоминающее устройство. Набор осуществляется автоматически, а абонент лишь нажимает нужную кнопку и продолжает заниматься своими важными и интересными делами, пока связь не будет установлена. Для самого сверхделового человека полсотни кнопок, обеспечивающих вызов наиболее часто требующихся лиц и учреждений (в том числе и в других городах) удовлетворяют его ежедневные «телефонные» запросы на 60—70 %.

Одним из последних достижений явилось создание шведской фирмой «Эриксон телематериал А В» телефонного аппарата, которым можно пользоваться, не набирая номера. Для переговоров с каким-либо лицом (при условии, что он на месте) достаточно произнести в микрофон его фамилию, и установленный в телефонном аппарате миникомпьютер обеспечит автоматическое соединение с ним. В ЭВМ закладываются фамилии и номера телефонов абонентов (до 30). Поскольку аппарат реагирует и на интонацию, при программировании фамилии произносятся пять раз.

В перспективе выпуск аппаратов, реагирующих на голос владельца, будет налажен и на Пермском телефонном заводе.

Еще одно направление совершенствования телефонной связи — это расширение круга услуг, предоставляемых абонентам телефонной сети. Данное направление получило свое развитие с появлением квазиэлектронных и электронных АТС с программным управлением. Наиболее широко различные виды обслуживания предоставляются учрежденческими телефонными станциями указанных типов: услуги централизованной бухгалтерии, задания которой даются по телефону компьютером; дистанционный надзор объектов; теледиагностика и медицинское консультирование; бронирование билетов и мест в гостинице и т. д.

В болгарском городе Сливен, например, в Окружном комитете государственного и народного контроля установлен автоматический телефон-секретарь. Набрав его номер, все граждане могут передать жалобы и предложения. Телефон круглосуточно принимает и регистрирует поступающие сообщения, которые сразу обрабатываются и направляются на рассмотрение в соответствующие организации и ведомства. В случае если абонент сообщил свой адрес или место работы, ему высылается уведомление в письменном виде о мерах, принятых по заявлению.

Электронные телефонные станции с программным управлением открывают новые возможности расширения круга услуг, например, автоматическое соединение с нужным абонентом, номер которого занят, после того, как линия освободилась, или предупреждение абонента, линия которого занята, о поступлении других вызовов. Другой вариант решения этой проблемы использован в телефонном аппарате, разработанном в Японии. Аппарат снабжен визуальным индикатором, сигнализирующим во время разговора о вызове номера другим абонентом. Кроме того, этот аппарат позволяет вести автоматическую передачу номера (или данных) с перфокарты, для чего предусмотрено специальное устройство считывания с перфокарты, вставляемой в прорезь в корпусе телефона.

Стала возможна автоматическая идентификация «злостных» вызовов, причем в отличие от «классического метода» в данном случае отпала необходимость в самом разговоре для возможности зафиксировать номер, благодаря принципиально новому методу сбора данных о всех вызовах, поступающих на находящуюся под наблюдением линию связи. Появились телефонные аппараты со специальной приставкой, на световом табло которой в течение всего разговора высвечивается номер телефона вызывающего абонента и номер АТС, соединившей вас.

Важными, особенно для деловых переговоров, являются такие новые виды услуг, как автоматическая передача поступающих вызовов на другой номер (так называемый вызов, сопровождающий абонента), конференц-связь, подключение к разговору третьего лица, наведение справки во время разговора, включение центрального диктофона и др. В перспективе такие виды услуг, как передача печатной и графической информации по запросу абонента, развитие индивидуального обучения с помощью ЭВМ, выдача всевозможных справок непосредственно на экран дисплея абонента и т. д.

Желающих более детально ознакомиться с возможностями телефонной связи в этом направлении отсылаем к книге М. Ф. Лутова «Дополнительные виды услуг для абонентов современных АТС» (М.: «Связь», 1979), в которой рассматриваются различные виды услуг, предоставляемых абонентам, их характеристики, классификация, возможности использования, а также перспективы развития телефонной связи в этой области.

Как видим, развитие телефонной связи идет по пути расширения ее функций и, следовательно, номенклатуры технических устройств. Не беремся предсказывать, какие качества телефона будут названы самыми необходимыми в дальнейшем, но невозможность телефонной связи в любой момент и невидимость собеседника позволяют назвать еще два шага на пути к идеалу: добиться положения «мой телефон всегда со мной» и подключить к аппарату видеоустройство.

Осуществить ситуацию «мой телефон всегда со мной» можно, лишь освободив телефон от проводов, т. е. путем перехода от кабельной к радиотелефонной связи. Несколько лет назад в печати сообщалось, что Министерство связи Швеции одобрило создание национальной системы радиосвязи с персональным вызовом абонента. Работа в этом направлении ведется и у нас в стране. Переносный радиотелефон для местной связи в УКВ диапазоне уже имеется. Разработаны конструкции радиотелефона, работающего от батарей и автомобильного аккумулятора. Использование радиотелефона можно повседневно наблюдать в такси, скорой медицинской помощи, некоторых учреждениях и специальных службах. В перспективе применение радиотелефона геолого-разведочными экспедициями, охотниками и рыболовами, туристами и альпинистами, просто людьми, выехавшими в выходной день за город. Радиотелефон незаменим при несчастных случаях, необходимости срочной помощи. Фирмой «АЕГ-Телефункен» разработаны портативные солнечные батареи для радиотелефона, которые уже прошли успешные испытания в экстремальных условиях: радиотелефонами с этими батареями была снабжена международная альпинистская экспедиция на одну из высочайших вершин мира — Чогори.

Широкое использование видеотелефона даст возможность не только сократить количество командировок, но и уменьшить объем деловой переписки — любой документ в случае необходимости можно будет увидеть даже за тысячи километров.

Специалисты Ленинградского электротехнического института связи им. М. А. Бонч-Бруевича разработали телеизограф, позволяющий по обычному телефонному каналу передавать изображение любого предмета. Аналогичная система разработана и в США. Введение нового аппарата позволит отказаться от фототелеграфа, причем, используя данный вид связи, абонент не лишается телефонной — когда линия не занята передачей изображений, она используется по своему прямому назначению.

На Пермском телефонном заводе в недалеком будущем планируется выпуск видеотелефонов, для которых будут использоваться уже существующие телефонные линии. Однако видеотелефон удобен, более того, приемлем при одном непременном условии — возможности отключения видеоустройства самим абонентом. Иначе при поступлении вызова в разное время суток и в различных ситуациях мы окажемся перед выбором: снимать или не снимать телефонную трубку.

На этом остановим последовательную цепочку «дальность — быстрота соединения — пропускная способность — услуги телефона — радиотелефон — видеотелефон» и обратимся к самому телефонному аппарату. Ведь требования предъявляются не только к содержанию, но и к форме. При появлении первых телефонов установка каждого аппарата обходилась довольно дорого. Стало быть, само наличие его свидетельствовало о фешенебельности учреждения или состоятельности частного владельца. Это обстоятельство, естественно, сказывалось и на внешнем виде телефона.

Корпуса телефонов изготовлялись, например, из ценных пород дерева и отделывались либо под цвет мебели, либо, напротив, по контрасту, чтобы сразу бросаться в глаза любому посетителю и гостю. Кабинетные настольные телефоны выдерживались в стиле массивных письменных приборов с бронзовыми или мраморными пьедесталами. Масса первых телефонных аппаратов превышала 8 кг.

По мере развития телефонной связи телефонный аппарат из предмета роскоши постепенно превращался в повседневное рабочее устройство. Соответственно, проще становился его внешний вид и его «одежда»: вместо дерева — металл, вместо индивидуальной отделки — штамповка, вместо подбора колера — стандартный черный цвет.

Когда же (это уже на памяти людей не самого старшего поколения) в быт вошла пластмасса, а в моду — обтекаемые формы, пошли пластмассовые телефонные аппараты без единого четко обозначенного угла — «под слоновую кость» или белые, а затем ярких цветов. Шведская фирма «Эриксон» в 1956 году создала мини-аппарат «Эрикофон» в виде телефонной трубки, где в единое целое собраны телефон, микрофон, номеронабиратель (на нижнем торце) и прочее содержимое аппарата. Мода на него существовала значительно дольше, чем того стоила положенная в основу техническая идея. Дело в том, что держать «Эрикофон» при разговоре на весу несколько обременительно. Хотя, с другой стороны, благодаря этому разговоры короче.

Что касается внешних форм, то мода, как и все на свете, развивается по спирали. Так, в последнее время пользуются спросом телефоны, оформленные в стиле «ретро». По конструкции они вполне современны, но стоят намного дороже обычных. Из стран СЭВ «новые старые» телефоны выпускают в ЧССР, ГДР, НРБ и др., в нашей стране их выпускают ВЭФ и Пермский телефонный завод.

Несколько лет назад в Нью-Йорке открыли специальный магазин, где можно купить последние телефонные новинки: аппараты, сделанные «под девятнадцатый век», в виде раковин, животных, птиц, из красного дерева, кожи, перламутра, серебра и даже золота.

Но вряд ли такие аппараты уместны в деловой обстановке. Главным достоинством делового телефона было и остается удобство в использовании. В этом направлении и работают конструкторы.

На Пермском телефонном заводе разработан аппарат с дополнительным устройством, которое позволяет, положив трубку на рычаг, продолжать разговор, делая при этом необходимые записи.

Будет удобен в деловой обстановке и другой аппарат, готовящийся к выпуску на том же заводе — «Спектр—3». Он снабжен новым тонально-вызывным устройством, которое обеспечивает постепенное нарастание уровня громкости сигнала вызова в зависимости от того, как долго не снимается телефонная трубка. Не так давно в Парижском музее техники был проведен консилиум специалистов в области телефонной связи. Цель консилиума состояла в определении наиболее перспективной модели служебного телефона. По мнению большинства собравшихся в ближайшем будущем распространение должна получить идея, предложенная шведской фирмой «Эриксон»: аппарат должен иметь чувствительный микрофон и громкоговоритель, что позволит не брать в руки трубку и говорить на расстоянии до пяти метров, при необходимости что-то записывая, отыскивая в столе или перелистывая бумаги.
телефон
История развития

Деловые разговоры и телефон

Учиться говорить по телефону

Телефонная связь под современные условия
Hosted by uCoz